Главная \ Новости \ Об основных положениях Закона РК от 27.12.2019г. «О внесении изм/доп-ий в некоторые законодательные акты РК по вопросам реабилитации и банкротства

Об основных положениях Закона РК от 27.12.2019г. «О внесении изм/доп-ий в некоторые законодательные акты РК по вопросам реабилитации и банкротства

Об основных положениях Закона РК от 27.12.2019г. «О внесении изм/доп-ий в некоторые законодательные акты РК по вопросам реабилитации и банкротства

Информация

об основных положениях Закона Республики Казахстан

от 27 декабря 2019 года «О внесении изменений и дополнений

в некоторые законодательные акты Республики Казахстан

по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства, бюджетного, налогового законодательства и законодательства

о железнодорожном транспорте»

Инициирование процедур реабилитации и банкротства

Реабилитация

Должник и кредитор (за исключением кредитора по налогам и таможенным платежам) вправе обратиться в суд с заявлением о применении реабилитационной процедуры при временной неплатежеспособности.

 Неплатежеспособность является временной, если на дату подачи заявления имеется одно или несколько обстоятельств:

1) обязательства перед кредиторами социального характера (возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, взыскание алиментов, заработной платы и других сопутствующих платежей) не исполнены в течение трех месяцев со дня наступления срока их исполнения;

2) обязательства перед иными кредиторами не исполнены в течение четырех месяцев со дня наступления срока их исполнения.

Банкротство

Должник вправе обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом при устойчивой неплатежеспособности.

Неплатежеспособность является устойчивой, если обязательства должника превышают стоимость его имущества на дату подачи заявления в суд и на начало года, в котором подано заявление, а также на начало года, предшествующего году подачи заявления, в случае, если заявление подано должником в первом квартале календарного года.

Кредитор (за исключением кредитора по налогам и таможенным платежам) вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии неисполненного денежного обязательства должника перед кредитором на основании вступившего в законную силу судебного акта или исполнительного документа о взыскании с должника денег либо если должником признан долг.

Кредитор по налогам и таможенным платежам вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом при непогашении должником суммы налоговой задолженности, а также задолженности по таможенным платежам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, процентам после принятия всех мер принудительного взыскания в порядке, определенном налоговым и таможенным законодательством Республики Казахстан.

Закон в новой редакции не содержит требований к размеру обязательства (задолженности) и длительности его неисполнения.

Назначение временного администратора и временного управляющего

Временный администратор привлекается при рассмотрении в суде дела о реабилитации для составления реестра требований кредиторов и заключения о финансовой устойчивости должника.

Кандидатура временного администратора избирается самостоятельно инициатором подачи заявления о применении реабилитационной процедуры (должником или кредитором) из числа лиц, уведомления которых включены в реестр уведомлений лиц, имеющих право на осуществление деятельности администратора.

Инициатор до подачи заявления в суд заключает соглашение с выбранным кандидатом об осуществлении полномочий временного администратора, которое вступает в силу со дня возбуждения в суде дела о реабилитации.

Аналогично производится избрание кандидатуры временного управляющего в деле о банкротстве, за исключением случая, когда инициатором является кредитор по налогам и таможенным платежам, государственный орган или юридическое лицо с участием государства.

В указанном случае соответствующим подзаконным нормативным правовым актом будет предусмотрен порядок выбора кандидатуры временного управляющего.

До принятия правового акта в данном случае сохраняется прежний порядок назначения судом временного управляющего.

Применение процедур реабилитации и банкротства

Применение реабилитационной процедуры или признание должника банкротом осуществляется по решению суда с учетом заключения о финансовой устойчивости должника, которое составляется:

  • временным администратором – при рассмотрении дела о реабилитации;
  • временным управляющим – при рассмотрении дела о банкротстве.

Финансовая устойчивость подразделяется на классы:

I класс – финансово устойчивые;

II класс – сопряженные с риском банкротства, но имеющие возможность восстановления финансовой устойчивости;

III класс – финансово неустойчивые.

Банкротом может быть признан должник, отнесенный к III классу.

Реабилитация может быть применена к должнику, отнесенному ко II классу, а также к III классу, но при условии согласия собрания кредиторов.

Определение границ классов будет осуществляться в порядке, установленном приказом Министра финансов.

До принятия указанного подзаконного акта установление факта несостоятельности или оснований для применения реабилитационной процедуры осуществляется в прежнем порядке, в соответствии с положениями подпункта 12) статьи 1, статей 4, 56, 58 и 59 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом от 27 декабря 2019 года.

Следует отметить, что согласно внесенным изменениям к индивидуальному предпринимателю может быть применена реабилитационная процедура.

Заявление требований кредиторами

Уточнен порядок формирования реестра требований кредиторов в процедуре банкротства.

В частности, требование кредитора не может быть включено в реестр требований кредиторов в той части, которая не подлежала бы взысканию в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Республики Казахстан, по причине истечения срока исковой давности.

Собрание и комитет кредиторов

Собрание кредиторов

По общему правилу организация заседания собрания кредиторов возложена на администратора.

Однако в случае рассмотрения собранием кредиторов вопроса об отстранении реабилитационного или банкротного управляющего организация заседания собрания кредиторов осуществляется комитетом кредиторов. В частности, направление уведомления кредиторам, их регистрацию, подсчет голосов производит председатель комитета кредиторов.

Повестка дня собрания кредиторов должна содержать вопросы, предлагаемые к рассмотрению, непосредственно входящие в компетенцию собрания кредиторов. При формировании повестки дня не допускается использование формулировок расширенного толкования: к примеру «Иное.», «Другие вопросы.» и прочее.

Если число голосов кредиторов, присутствующих на собрании, достаточно для принятия решения по вопросам, входящим в повестку дня, то перенос рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня собрания кредиторов, не допускается.

Число голосов кредиторов для принятия решения собранием кредиторов уменьшается по мере их удовлетворения в ходе процедуры реабилитации или банкротства. Однако данное правило не действует при рассмотрении вопроса согласования заключительного отчета.

В указанном случае каждый кредитор голосует в зависимости от размера требований, первоначально включенных в реестр требований (при условии, что кредитор не лишен права голоса).

Решение собрания кредиторов может быть обжаловано участниками процедур в течение одного месяца со дня его принятия.

Комитет кредиторов

Закон устанавливает основное требование, необходимое для создания комитета кредиторов - минимальное число в его составе должно быть не менее трех человек.

В состав комитета кредиторов входит один кредитор от каждой группы однородных кредиторов. При этом кредитор, не образующий группу однородных кредиторов по причине отсутствия других кредиторов, имеющих идентичные требования к должнику, может быть включен в состав комитета кредиторов.

Член комитета кредиторов не должен являться аффилированным лицом или лицом, лишенным права голоса в собрании кредиторов.

Если требования к количественному составу не могут быть соблюдены, то полномочия комитета кредиторов осуществляет собрание кредиторов.

В этом случае созыв собрания кредиторов и принятие им решений осуществляется в порядке, предусмотренном для комитета кредиторов.

Заседание комитета кредиторов правомочно при участии не менее двух третей от общего числа членов комитета.

Решение комитета кредиторов может быть обжаловано участниками процедур в течение одного месяца со дня его принятия.

Передача полномочий собрания комитету

Из компетенции собрания кредиторов переданы комитету кредиторов следующие полномочия:

  1. утверждение плана продажи имущества банкрота;
  2. принятие решения о выставлении на электронный аукцион имущества по балансовой стоимости;
  3. утверждение суммы дебиторской задолженности, невозможной к взысканию;
  4. принятие решения о списании движимого имущества, числящегося на балансе, но отсутствующего по акту инвентаризации.

Управление должником в реабилитационной процедуре

Право управлять должником в реабилитационной процедуре предоставляется собранием кредиторов реабилитационному управляющему из числа лиц, уведомления которых включены в реестр уведомлений лиц, имеющих право осуществлять деятельность администратора, либо органу или лицу, уполномоченному собственником имущества, учредителем (участником).

В ходе реабилитационной процедуры собрание вправе только один раз изменить принятое решение. Иными словами, если первоначально право управления предоставлено реабилитационному управляющему, то в ходе реабилитационной процедуры собрание вправе принять решение отстранить реабилитационного управляющего с передачей права управления органу или лицу, уполномоченному собственником имущества, учредителем (участником). Однако, впоследствии, право управления уже не может быть передано обратно реабилитационному управляющему.

Если реабилитационная процедура прекратилась в связи с тем, что текущая кредиторская задолженность превысила 20% от суммы требований кредиторов на момент применения реабилитационной процедуры, то лицо, осуществляющее полномочия реабилитационного управляющего, в течение двух лет со дня прекращения реабилитационной процедуры не может осуществлять полномочия реабилитационного управляющего по другим должникам (дисквалификация).

При этом такое лицо может выступать в качестве временного администратора, временного или банкротного управляющего.

Снятие ограничений и обременений в реабилитационной процедуре

По аналогии с процедурой банкротства в статью 68 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» внесены изменения, согласно которым после утверждения плана реабилитации на основании заявления должника и копии вступившего в законную силу определения суда об утверждении плана реабилитации снимаются все ограничения и обременения на имущество должника (инкассовые распоряжения на счета должника, аресты на имущество и другое) без принятия соответствующих решений органов, их наложивших.

Данная норма применяется в случаях, когда наступление события в виде утверждения плана реабилитации наступило после введения в действие Закона от 27 декабря 2019 года.

Удовлетворение требований залогового кредитора

Статья 104 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» упразднена.

Согласно новой редакции статьи 104-1 указанного Закона передача заложенного имущества залоговому кредитору в счет удовлетворения его требований осуществляется банкротным управляющим после погашения административных расходов, связанных с оценкой и содержанием заложенного имущества, а также требований кредиторов по оплате труда, в пределах минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, за период не более трех месяцев, но не превышающего пятнадцати процентов от оценочной стоимости заложенного имущества.

Залоговый кредитор обязан произвести указанное погашение только при условии отсутствия иного имущества в составе имущественной массы должника.

Для предоставления залоговому кредитору возможности реализовать свое право принять заложенное имущество в натуре временный управляющий в течение двадцати рабочих дней со дня принятия судом решения о признании должника банкротом организует проведение оценки заложенного имущества.

Далее, банкротный управляющий в течение пяти рабочих дней со дня его назначения направляет результаты оценки заложенного имущества залоговому кредитору по почте заказным письмом с предложением о принятии заложенного имущества в натуре.

При этом в предложении должны быть отражены вышеуказанные суммы, обязательные к погашению залоговым кредитором (при условии отсутствия иного имущества в составе имущественной массы должника).

Залоговый кредитор обязан не позднее десяти рабочих дней со дня получения предложения банкротного управляющего в письменном виде выразить согласие на принятие заложенного имущества в натуре или отказ от него.

Банкротный управляющий в течение пяти рабочих дней со дня погашения залоговым кредитором указанных административных расходов, а также требований кредиторов передает заложенное имущество залоговому кредитору в счет удовлетворения его требований.

Заложенное имущество не передается залоговому кредитору и включается в имущественную массу банкрота в случаях:

1) отказа залогового кредитора от принятия заложенного имущества в натуре;

2) непредставления залоговым кредитором ответа на предложение временного управляющего в установленный срок;

3) непогашения в полном объеме соответствующих административных расходов и требований кредиторов.

Продление сроков проведения процедур реабилитации и банкротства

Реабилитация

Реабилитационная процедура с согласия собрания кредиторов может быть продлена судом только один раз на шесть месяцев, для субъектов естественной монополии либо имеющих важное стратегическое значение либо градообразующих юридических лиц – на два года.

Ходатайство о продлении срока проведения реабилитационной процедуры подается реабилитационным управляющим за двадцать рабочих дней до истечения срока проведения реабилитационной процедуры.

Несоблюдение указанного срока является основанием для отказа судом в продлении срока проведения реабилитационной процедуры.

Банкротство

Из перечня оснований для продления исключено обращение банкротного управляющего в органы уголовного преследования по признакам преднамеренного или ложного банкротства, иных правонарушений или преступлений против интересов должника и его кредиторов.

Кроме того, из компетенции суда исключены полномочия по продлению срока проведения процедуры банкротства.

Девятимесячный срок проведения процедуры банкротства может быть продлен по решению собрания кредиторов до двух лет при наличии оснований, установленных пунктом 2 статьи 84 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве».

Допускается повторное продление собранием кредиторов срока проведения процедуры банкротства, с учетом которого общий срок проведения процедуры не должен превышать пять лет.

Необходимо принять во внимание, что продление срока проведения процедуры банкротства должно осуществляться по новому порядку, если девятимесячный срок процедуры банкротства истек после введения в действие Закона от 27 декабря 2019 года.

Прекращение реабилитационной процедуры

В соответствии с новой редакцией статей 82 и 83 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» разграничены случаи прекращения реабилитационной процедуры без перехода к процедуре банкротства и прекращение реабилитационной процедуры с переходом к процедуре банкротства.

Без перехода к процедуре банкротства

Если цель реабилитационной процедуры достигнута, реабилитационная процедура прекращается, при этом отсутствуют основания для постановки вопроса о банкротстве должника. 

Вместе с тем, реабилитационная процедура также может быть прекращена судом по заявлению реабилитационной управляющего, собственника имущества, учредителя (участника) должника, а также кредитора.

по заявлению реабилитационного управляющего:

  1.  если общая сумма денежных обязательств должника, возникших после применения реабилитационной процедуры, превысила 20% от общей суммы кредиторской задолженности на дату принятия судом решения о применении реабилитационной процедуры (необходимо решение собрания кредиторов об инициировании прекращения реабилитационной процедуры);
  2. при несогласовании плана реабилитации собранием кредиторов (решение собрания кредиторов об инициировании прекращения реабилитационной процедуры не требуется);
  3. при непредставлении должником плана реабилитации в установленный законом срок (решение собрания кредиторов об инициировании прекращения реабилитационной процедуры не требуется);

по заявлению собственника имущества, учредителя (участника):

  1. общая сумма денежных обязательств должника, возникших после применения реабилитационной процедуры, превысила 20% от общей суммы кредиторской задолженности на дату принятия судом решения о применении реабилитационной процедуры;
  2. если реализация плана реабилитации причиняет ущерб его интересам;
  3. при причинении ущерба его интересам в результате действий (бездействия) реабилитационного управляющего;

по заявлению кредитора:

1) если реализация плана реабилитации причиняет ущерб его интересам;

2) при причинении ущерба его интересам в результате действий (бездействия) реабилитационного управляющего;

3) при ненадлежащем уведомлении о проведении собрания кредиторов.

Также реабилитационная процедура прекращается без перехода на банкротства в случае вынесения судом определения об отказе в утверждении плана реабилитации.

Вместе с тем, после прекращения реабилитационной процедуры Закон не запрещает последующую подачу заинтересованными лицами заявления в суд о признании должника банкротом.

С повторным заявлением о применении реабилитационной процедуры должник или его кредитор вправе обратиться не ранее, чем через два года со дня вступления в законную силу определения о прекращении реабилитационной процедуры.

С переходом к процедуре банкротства

В ходе реабилитационной процедуры реабилитационный управляющий обязан в месячный срок составить заключение о финансовой устойчивости должника в случае:

1) принятия комитетом кредиторов решения о необходимости составления такого заключения по результатам рассмотрения ежемесячной информации о финансовом состоянии должника, представляемой реабилитационным управляющим;

2) получения ходатайства кредитора при неисполнении должником графика удовлетворения требований перед таким кредитором более трех месяцев.

Если согласно заключению должник относится к III классу финансовой устойчивости, вопрос инициирования прекращения реабилитационной процедуры и признания должника банкротом выносится на рассмотрение собрания кредиторов.

В случае, если собрание примет решение об обращении в суд с заявлением о прекращении реабилитационной процедуры и признании должника банкротом на этом же собрании кредиторов должна быть избрана кандидатура банкротного управляющего.

На основании решения собрания кредиторов реабилитационный управляющий обязан в десятидневный срок обратиться в суд с заявлением о прекращении реабилитационной процедуры, признании должника банкротом и его ликвидации с возбуждением процедуры банкротства.

По результатам рассмотрения дела суд выносит решение о прекращении реабилитационной процедуры, признании должника банкротом и его ликвидации с возбуждением процедуры банкротства.

Временный управляющий в данном случае не участвует.

Ответственность должника

Из Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» исключены положения, предусматривающие субсидиарную ответственность должностных лиц банкрота в случае неисполнения ими обязанности обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом:

  1. в течение шести месяцев со дня, когда должник узнал или должен был знать о наступлении неплатежеспособности;
  2. если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения им денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами.

Ответственность за преднамеренное и ложное банкротство

Понятие «ложное банкротство», а также ответственность за него исключена из законодательства Республики Казахстан.

Преднамеренным банкротством признаются действия учредителя (участника), должностного лица, а равно индивидуального предпринимателя, совершенные в личных интересах или интересах иных лиц с целью уклонения от исполнения обязательств перед кредиторами путем отчуждения или сокрытия имущества в течение трех лет до признания банкротом юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Учредитель (участник) и (или) должностное лицо, признанные виновными в преднамеренном банкротстве в порядке административного или уголовного судопроизводства, несут перед кредиторами субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом.

С таким иском вправе обратиться кредитор, если учредитель (участник) и (или) должностное лицо признаны виновными в преднамеренном банкротстве в порядке административного или уголовного судопроизводства после завершения процедуры банкротства.

При этом размер заявляемых требований равен размеру ущерба, установленного судебным актом в ходе административного или уголовного судопроизводства.

Ликвидация должника без возбуждения процедуры банкротства

Должник может быть ликвидирован по решению суда без возбуждения процедуры банкротства в случаях подачи заявления:

  1. кредитором по налогам и таможенным платежам в отношении отсутствующего должника;
  2. должником, который соответствует совокупности условий, подтверждающих его фактическое бездействие.

Для того, чтобы подать заявление о ликвидации отсутствующего должника кредитор по налогам и таможенным платежам обязан составить документ по форме и в порядке, установленном приказом Министра финансов.

До принятия указанного подзаконного акта ликвидация отсутствующего должника осуществляется в прежнем порядке, в соответствии с положениями подпункта 15) статьи 1, статей 57 и 118 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом от 27 декабря 2019 года.

Для реализации права ликвидироваться без возбуждения процедуры банкротства должник обязан к заявлению приложить документы, подтверждающие:

1)  наличие задолженности перед кредиторами, не превышающей 2500-кратного размера МРП;

2)  отсутствие в течение трех лет до подачи заявления имущества на праве собственности;

3)  отсутствие заключенных в течение трех лет до подачи заявления должник сделок, которые при условии их совершения могли быть признаны недействительными по основаниям, предусмотренным законами Республики Казахстан;

4)  отсутствие в течение трех лет до подачи заявления движения денег по банковским счетам и кассе;

5)  отсутствие в течение трех лет до подачи заявления в списках налоговых и таможенных проверок и иных форм контроля, установленных налоговым и таможенным законодательством Республики Казахстан;

6) отсутствие на дату подачи заявления факта осуществления органами уголовного преследования досудебного расследования в отношении учредителя (участника) юридического лица или его должностного лица, а равно индивидуального предпринимателя за совершение уголовного правонарушения, связанного с деятельностью должника.

В случае вынесения судом решения о ликвидации должника без возбуждения процедуры банкротства осуществление процедуры возлагается на соответствующий департамент государственных доходов.

Задача государственного органа заключается в выполнении полномочий администратора, включая формирование реестра требований кредиторов, составление заключительного отчета, согласование его с собранием кредиторов и направление для утверждения в суд.

Временный и банкротный управляющие для осуществления ликвидации без возбуждения процедуры банкротства не привлекаются.

Подача уведомления о начале деятельности в качестве администратора и исключение его из реестра уведомлений

В настоящее время деятельностью администратора имеют право заниматься лица:

  1. имеющие лицензию на занятие деятельностью на осуществление деятельности по управлению имуществом и делами неплатежеспособных должников в процедурах банкротства (выдаваемую до 2012 года); 
  2. зарегистрированные в уполномоченном органе в целях осуществления деятельности реабилитационного и (или) конкурсного управляющих и (или) администратора внешнего наблюдения (до 2014 года)
  3. подавшие уведомления о начале деятельности в качестве администратора (с 2014 года по настоящее время).

Таким образом, в Едином реестре числятся лица, которые фактически в настоящее время не осуществляют деятельность администратора, что осложняет процесс выбора соответствующей кандидатуры.

В этой связи, в течение года со дня введения в действие Закона от 27 декабря 2019 года те администраторы, которые не подали уведомление, обязаны подать его в уполномоченный орган.

При этом Закон не требует прохождения такими лицами квалификационного экзамена и соответствия их требованиям, установленным Законом Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» для претендентов на занятие деятельностью администратора.

По истечении годичного срока администраторы, не подавшие уведомление, подлежат исключению из Единого реестра. Для возобновления деятельности им необходимо подтвердить соответствие разрешительным требованиям, успешно сдать квалификационный экзамен и подать уведомление о начале деятельности.

Также без прохождения квалификационного экзамена деятельностью администратора могут заниматься профессиональные бухгалтера при подаче соответствующего уведомления в уполномоченный орган.

Следует отметить, что лицо, исключенное из реестра уведомлений лиц, имеющих право осуществлять деятельность администратора, по основаниям, предусмотренным подпунктами 3), 4) и 6) пункта 8 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве», может быть допущено к сдаче квалификационного экзамена для повторного допуска к деятельности администратора не менее чем через три года с даты его исключения из реестра уведомлений.

Вознаграждение администраторов

Основное вознаграждение

Для временного администратора и временного управляющего размер основного вознаграждения определяется соглашением, заключаемым между ним и инициатором процедуры реабилитации или банкротства (должником или кредитором), который не может быть ниже предела, установленного приказом Министра финансов.

Вместе с тем, до принятия указанного приказа Министра финансов размер минимального предела определяется в соответствии с действующим в настоящее время приказом Министра финансов Республики Казахстан от                  21 апреля 2017 года № 265.

Также следует отметить, что в случае, если инициатором процедуры банкротства является кредитор по налогам и таможенным платежам, размер и порядок его выплаты будет определен соответствующим подзаконным нормативным правовым актом.

До принятия указанного подзаконного акта размер и порядок его выплаты осуществляется в прежнем порядке, в соответствии с положениями статьи 13 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом от 27 декабря 2019 года, а также приказом Министра финансов Республики Казахстан от 21 апреля 2017 года № 265.

Размер основного вознаграждения реабилитационного управляющего определяется собранием кредиторов. Ограничений Закон не устанавливает.

Размер основного вознаграждения банкротного управляющего устанавливается собранием кредиторов в рамках минимального и максимального пределов, установленных приказом Министра финансов.

При превышении девятимесячного срока проведения процедуры банкротства основное вознаграждение выплачивается в размере 75% от установленного собранием кредиторов.

Если срок проведения процедуры банкротства превысил два года, то основное вознаграждение подлежит выплате в размере 50% от установленного собранием кредиторов.

При повторном продлении срока проведения процедуры банкротства выплата основного вознаграждения банкротному управляющему осуществляется за счет средств кредиторов, проголосовавших за такое продление, пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов.

Дополнительное вознаграждение

Размер дополнительного вознаграждения реабилитационного управляющего определяется собранием кредиторов и выплачивается только при достижении цели реабилитационной процедуры.

Дополнительное вознаграждение банкротного управляющего зависит от размера удовлетворенных требований кредиторов в процедуре банкротства:

если удовлетворено менее 25%, банкротному управляющему начисляется 1% от этой суммы;

если удовлетворено от 25% до 50% - 2%;

если удовлетворено от 50% до 75% - 3%;

если удовлетворено свыше 75% - 4%;

При расчете не учитываются требования первой очереди, а также требования кредиторов, удовлетворенных за счет принятия заложенного имущества в натуре.

Дополнительное вознаграждение банкротному управляющему аккумулируется на специальном счете и выплачивается только после вступления в законную силу определения суда о завершении процедуры банкротства.

Следует обратить внимание, что исчисление основного вознаграждения производится исходя из того размера требований, удовлетворение которых осуществлялось после введения в действие Закона от 27 декабря 2019 года.   

Премиальное вознаграждение

Любой кредитор за счет своих средств вправе выплатить банкротному управляющему премиальное вознаграждение, размер и порядок выплаты которого определяются кредитором самостоятельно.

Возмещение административных расходов

Составление и утверждение сметы административных расходов в процедуре банкротства упразднены.

Банкротный управляющий обязан ежемесячно представлять комитету кредиторов отчет о результатах работы с указанием сумм административных расходов, подлежащих оплате за отчетный месяц.

Комитет кредиторов рассматривает указанный отчет на предмет обоснованности указанных расходов и принимает решение об утверждении суммы административных расходов, подлежащих выплате.

Оплата административных расходов без решения комитетов кредиторов не допускается, за исключением тех, которые были зафиксированы сметой и понесены управляющим до вступления в действие Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года.

Выплата основного вознаграждения и возмещение административных расходов кредитором по налогам и таможенным платежам

Кредитор по налогам и таможенным платежам либо государственный орган или юридическое лицо с участием государства, по заявлению которого возбуждено дело о банкротстве, при рассмотрении в суде заключительного отчета банкротного управляющего обязан заявить ходатайство о выплате основного вознаграждения временному и банкротному управляющим, а также возмещении иных административных расходов в случае, если в ходе проведения процедуры банкротства в совокупности установлены следующие обстоятельства:

1) отсутствует имущество у должника;

2) отсутствуют сделки у должника, подлежавшие признанию недействительными;

3) отсутствует имущество, на которое в соответствии с законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей может быть обращено взыскание, у учредителя (участника), должностного лица должника, в отношении которого вступило в законную силу решение суда о привлечении его к субсидиарной ответственности, либо отсутствуют основания для обращения в суд с иском о привлечении указанных лиц к субсидиарной ответственности.

Суд утверждает заключительный отчет банкротного управляющего, ликвидационный баланс и выносит определение о завершении процедуры банкротства в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления.

В определении суда о завершении процедуры банкротства должно содержаться указание о выплате сумм, указанных в ходатайстве.

Порядок выплаты основного вознаграждения временному и банкротному управляющим, а также порядок и размер возмещения иных административных расходов определяются уполномоченным органом.

До принятия указанного подзаконного акта порядок возмещения административных расходов кредитором по налогам и таможенным платежам осуществляется в прежнем порядке, в соответствии с положениями статей 45, 56 и 61 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом от 27 декабря 2019 года, а также приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 февраля 2015 года № 92.

Государственный контроль в области реабилитации и банкротства

Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве осуществляется в форме проверки и профилактического контроля.

Порядок организации и проведения проверки и профилактического контроля с посещением субъекта контроля определяется Предпринимательским кодексом Республики Казахстан

Профилактический контроль без посещения субъекта контроля осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.

Проведение профилактического контроля без посещения субъекта контроля осуществляется путем сопоставления данных, содержащихся в текущей и запрашиваемой информации о ходе осуществления реабилитационной процедуры или процедуры банкротства, а также полученных из уполномоченных государственных органов и иных источников.

При выявлении нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта контроля направляется уведомление по форме, установленной уполномоченным органом, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений.

Уведомление об устранении нарушений должно быть исполнено в течение десяти рабочих дней со дня его вручения.

Субъект контроля при несогласии с нарушениями вправе направить в уполномоченный орган возражение в течение пяти рабочих дней со дня вручения уведомления.

В случае признания уведомления не исполненным уполномоченный орган выносит письменное решение и направляет его субъекту контроля.

Неисполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта контроля, влечет назначение профилактического контроля с посещением субъекта контроля путем включения в полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля.

В случае выявления уполномоченным органом нарушений, которые невозможно устранить, администратору направляется извещение по форме, установленной уполномоченным органом, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушения.

Профилактический контроль без посещения субъекта контроля осуществляется ежеквартально.

Гуманизация административной ответственности администраторов

Законом от 27 декабря 2019 года внесены изменения в статьи 177, 179, 180 и 181 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», предусматривающие ответственность временного администратора, временного, реабилитационного и банкротного управляющих за совершение административных правонарушений при осуществлении своих полномочий.

Статья 177 (временный управляющий):

по частям 1, 2 и 12 размер административного штрафа снижен с 50 до 30 МРП;

по частям 3, 6 и 7 размер административного штрафа снижен с 15 до 5 МРП;

части 4, 8 и 13 исключены;

по частям 5 и 11 административный штраф заменен на предупреждение;

по части 14 размер административного штрафа снижен с 50 до 15 МРП.

Статья 179 (банкротный управляющий):

по частям 1, 2, 10 и 18 размер административного штрафа снижен с 50 до 30 МРП;

по частям 5, 16 и 19 размер административного штрафа снижен с 15 до 5 МРП;

часть 6 исключена;

по частям 14 и 15 административный штраф заменен на предупреждение;

по части 20 размер административного штрафа снижен с 50 до 15 МРП.

Статья 180 (временный администратор):

по частям 1, 6 и 7 размер административного штрафа снижен с 15 до 5 МРП;

по части 2 размер административного штрафа снижен с 50 до 30 МРП;

по части 3 размер административного штрафа заменен с 15 на 30 МРП в целях обеспечения единообразного подхода к определению санкции за идентичные правонарушения;

части 4, 5 и 8 исключены.

Статья 181 (реабилитационный управляющий):

части 1, 2, 10, 14 и 17 исключены;

по части 3 размер административного штрафа заменен с 15 на 30 МРП в целях обеспечения единообразного подхода к определению санкции за идентичные правонарушения;

по части 6 размер административного штрафа снижен с 15 до 5 МРП;

по части 7 размер административного штрафа снижен с 50 до 15 МРП;

по частям 8 и 16 размер административного штрафа снижен с 50 до 30 МРП;

по частям 11 и 12 административный штраф заменен на предупреждение;

по части 15 размер административного штрафа снижен с 30 до 15 МРП;

по части 18 размер административного штрафа снижен с 100 до 50 МРП.

Соответственно изменены санкции за повторное совершение правонарушений.

Официальный источник: http://almaty.kgd.gov.kz/ru/news/ob-osnovnyh-polozheniyah-zakona-rk-ot-27122019g-o-vnesenii-izmdop-iy-v-nekotorye-zakonodateln-0